МУРМАНСК

Великая Отечественная Война на Кольском Севере

Советский Север для Гитлера был таким же стратегически важным направлением, как Москва, Ленинград, Сталинград и Кавказ. Незамерзающий порт, пункты базирования Северного флота, Кировская железная дорога, связывающая Кольский полуостров с основными городами страны, а также богатейшие месторождения редких металлов. По «плану Барбаросса» на захват трёх важнейших пунктов Заполярья – Мурманска, Кандалакши и посёлка Лоухи фюрер выделил три дня. Но в итоге немцы увязли в северных снегах на целых три года.

Согласно директиве № 21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной, как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Из директивы №21:

директива 21 мурманск

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье.

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Первые германские моторизованные части переправляются через р. Печенгу в направлении Мурманска

Первые германские моторизованные части переправляются через р. Печенгу в направлении Мурманска. На заднем плане — церковь Рождества Христова со звонницей Трифонов Печенгского монастыря. 23.06.1941
Источник: Tampereen Yliopisto. Kansan-perinteen laitos

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.

Пожар от бомбежки немецких войск на окраине Мурманска.

Пожар от бомбежки немецких войск на окраине Мурманска. 1941 г.

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова оказали подразделения морской пехоты Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.  

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий — стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.

Мурманск после немецких бомбардировок

Пожар от бомбежки немецких войск на окраине Мурманска.
1941 г.

8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.

Оборона Заполярья, Карельский фронт

Солдатский труд. Заполярье. 1941 г.
Фотограф – Евгений Халдей.

К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области — всего более 50 тысяч человек.

Призыв в действующую армию. Мурманск, Улица Ленинградская. 1941 г. Фото К. Моисеева. Архив С. Поповой

Призыв в действующую армию. Мурманск, Улица Ленинградская. 1941 г.
Фото К. Моисеева. Архив С. Поповой

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.

Смена аэростата. Проспект Сталина в Мурманске. 1943 г. Фото К. Моисеева. Архив С. Поповой

Смена аэростата. Проспект Сталина в Мурманске. 1943 г.
Фото К. Моисеева. Архив С. Поповой

Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения — сначала по железной дороге, позднее — кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината «Североникель», агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.

Девушки Мурманска занимаются возведением оборонительных сооружений. Мурманск, 1941 г.

Девушки Мурманска занимаются возведением оборонительных сооружений.
Мурманск, 1941 г.

Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом «Апатит» было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика — лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурманска уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.

Новогодний подарок Гитлеру

Бомба с надписью «Новогодний подарок Гитлеру», изготовлена на Н-ском заводе.
Место съемки: не установлено.

Декабрь 1942 г. Автор съемки: Фигуркин.

Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья» жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным — вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами — союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. Караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).

Разведчики морской пехоты под командованием младшего лейтенанта Петрова А.А. ждут врага в засаде

Разведчики морской пехоты под командованием младшего лейтенанта Петрова А.А. ждут врага в засаде.
Северный флот, 1942 г. Автор съемки: Халдей Е. А.

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд. В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Газета Правда_британские пилоты

Газета «Правда». Статья о лётчиках Британского Воздушного Королевского флота.
Ноябрь 1941 г.

Так, Энтони Хартвел Рук в разгар воздушного боя влетел в гущу «Мессершмиттов» и в одиночку принял бой с девятью самолетами противника. В другом сражении он дрался, снижаясь с 3 000 метров до самой воды, сбив один немецкий самолет и повредив другой. Энтони Гарфорс Миллер, поднявшись со своей шестеркой в воздух, увидел над головой 14 «Юнкерсов», идущих к аэродрому «Ваенга-1», где базировались наши силы, и мгновенно разогнал их. Два других летчика, Бош и Хоуменс, во время внезапного налета на аэродром, когда вокруг рвались снаряды, добрались до своих самолетов и, вырулив между воронками, поднялись в воздух и приняли бой. В ноябре 1941 года четыре летчика 151-й эскадрильи были награждены орденами Ленина.

британских пилотов награждают орденами Ленина

Лётчиков 151-й эскадрильи британских ВВС награждают орденами Ленина.
Ноябрь 1941 г.

Приказ о награждении

Приказ о награждении лётчиков 151-й эскадрильи британских ВВС.
Ноябрь 1941 г.

Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).

В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

морской бой

Морской бой.
Февраль 1942 г.   

Оборона Мурманска

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.

Война в Заполярье. Советские разведчики на задании Из фондов Музея истории народного образования МГПУ

Война в Заполярье. Советские разведчики на задании.
1942 г.
Из фондов Музея истории народного образования МГПУ.

Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми — Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

Партизаны одного из отрядов сидят в засаде на лесной дороге.

Партизаны одного из отрядов сидят в засаде на лесной дороге.
Предположительно 1942 г.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.

Вид разрушенной части Мурманска после вражеских бомбардировок

Вид разрушенной части Мурманска после вражеских бомбардировок.
1942 г.
Автор съемки: Халдей Е.А.

Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

Бойцы Карельского фронта

Бойцы Карельского фронта.
Предположительно январь 1944 г. 

7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.

Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко так вспоминал о тех днях:  

Из воспоминаний Головко

Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го — овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Мурманский Алёша

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша»).

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны, так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Для создания статьи были использованы следующие источники:

Великая Отечественная Война на Кольском Севере 
FLOT

ОБОРОНА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ 1941–1944
Кольский Север

Оборона Заполярья. Десятый сталинский удар
Календарь Победы  

Они сражались за Мурманск
Murmanout   

Оборона Мурманска и провал немецкого наступления
Проза.ру  

От Титовки до Западной Лицы
Военная литература  

Оборона Мурманска
65 лет Великой Победе  

Оборона Заполярья
Википедия  

Великая Отечественная война (1941-1945) — фотохроника
Дворец